По сведениям ОАО «РЖД» сходы грузовых вагонов с рельс происходят, как правило, из–за использования при их укладке шпалы, изготовленной с грубыми нарушениями ГОСТ 78–2004 и ГОСТ 20022.5–93. Ежемесячно только в пределах железных дорог, расположенных в европейской части РФ, регистрируются десятки подобных случаев, по результатам которых проводятся проверки совместной комиссии ОАО «РЖД» и МВД РФ с наказанием лиц, ответственных за применение фальсифицированных шпал. Имеется в виду шпала, изготовленная при помощи так называемого метода «макания», когда непропитанная шпала из древесины не только хвойных пород на несколько часов помещается в емкость с пропиткой, где принимает черный цвет и характерный запах. При этом ни о какой пропитке шпалы речи, естественно, не идет (по ГОСТ, глубина пропитки антисептиком должна быть не менее 2 мм). Кроме того, при подобном методе пропитки чаще всего используется отработанное машинное масло с добавлением химикатов для резкого запаха или продукты пропарки ж/д цистерн, т.е. говорить о наличии антисептика в шпале не приходится. В результате подобной «пропитки» срок надежной службы шпалы не превышает 2–3-х лет лет при нормативе не менее 12. Единственным достоинством подобной шпалы является ее невысокая цена (на 150-200 рублей меньшее стоимости шпалы, пропитанной по ГОСТ), т.к. при производстве не используется дорогостоящее каменноугольное масло, стоимость которого при пропитке одной шпалы на середину 2007 г. составляет 90-100 рублей, без учета сопутствующих расходов.
|